I. ИСТОРИЯ
PCE была создана японской фирмой NEC в конце 80-х. В 87-м году она вышла в Японии, в США и Европе (импорт) в 89-м. Странноватое, согласен, название может быть отсылкой к знаменитой линейке домашних компьютеров РС88 той же фирмы, где в своё время стартовало множество известных игровых сериалов. В США и Европе же её переименовали в TurboGrafx-16. Аналогично диаметрально разным названиям шло и восприятие новой консоли общественностью: так, продажи в Японии были чрезвычайно высоки, и какое-то время РСЕ даже превосходила в популярности саму NES; в США же всё шло довольно вяло, несмотря на агрессивную рекламную кампанию, маскота Джонни Турбо и постоянные подколки в сторону Sega Genesis. Собственно, жестокая конкуренция 'NES VS Genesis', а позже и 'SNES VS Genesis' закрепила за РСЕ репутацию нишевого продукта только для хардкорных геймеров.
II. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
Консоль была оснащена 8-битным центральным процессором и 16-битной видеосистемой из двух чипов, позволив выводить не слишком сложную, но очень насыщенную графику.
Сравнение технических характеристик с NES и Genesis (взято с Википедии):
Характеристика | NES | PCE | Genesis |
- | - | - | - |
Процессор | 8-битный Ricoh, основанный на ядре 6502 | 8-битный MOS Technology 65SC02 a.k.a HuC6280 от Hudson | 16-битный Motorola 68000 (или полностью совместимый) + 8-битный Zilog Z80 (или полностью совместимый) |
Тактовая частота | 1,79 МГц (NTSC), 1,66 МГц (PAL) | 1,79 или 7,16 MГц (выбирается программно) | 7,67+3,58 МГц (NTSC), 7,61+3,55 МГц (PAL) |
Видеопроцессор | PPU, Picture Processing Unit | Два 16-битных процессора — HuC6270 и HuC6260 | VDP, Video Display Processor |
Разрешение | 256 x 240 | 256 x 216 | До 320 x 224 (NTSC), до 320 x 240 (PAL) |
Спрайты | 64 | 64 | 80 |
Цвета | 48 и 5 градаций серого | 512 | 512 |
Видеопамять | 2 Кб, возможность использования доп. памяти картриджей | 64 Кб | 64 Кб |
Звук | 5 каналов (частотные, треугольный, белый шум, Дельта-ЦАП) | 8 бит PCM стерео / 6-канальное стерео | Шесть каналов с частотной модуляцией, доп. 4-канальный чип PSG |
ОЗУ | 2 Кб, возможность использования доп. памяти картриджей | 8 Кб (32 Кб у TurboDuo) | 64+8 Кб |
Ёмкость носителей | До 48 Кб, возможно расширение | Oт 256 Кбит до 24 Мбит | До 4 Мб (32 Мбит) |
В качестве носителей с играми РСЕ использовала очень оригинальные картриджи в форме карточек - в Японии они назывались HuCard, в США - TurboChip. Настоящими же, революционными, GROUNDBREAKING инновациями были...
1. ПЕРВЫЙ КОНСОЛЬНЫЙ CD-ПРИВОД В ИСТОРИИ. Да, впервые игры на CD начали выходить именно здесь. Для того, чтобы в них играть, нужно было купить отдельный модуль, PCE CD-ROM2 (в США с этим было полегче, потому что там выпускалась официальная версия консоли уже с дисководом, получившая название TurboDuo). К счастью, в отличие от бездумного пичканья ужасного видео (чем очень, очень страдала Sega CD), разработчики очень талантливо находили применение новому типу носителя - результатом стало множество прекрасных игр.
2. СОВМЕСТИМАЯ НА 99,9% ПОРТАТИВНАЯ ВЕРСИЯ КОНСОЛИ. PC Engine GT (TurboExpress в США) маркетировался как отдельная портативная консоль, и в отличие от Game Boy и Game Gear, был максимально совместим с карточками для "большой" приставки. С технической точки зрения PCE GT также легко уделывал обоих конкурентов. Там даже была возможность подключения к телевизору, ставшая стандартом сравнительно недавно. К сожалению, за всё есть цена, и стоимость в 299 долларов совершенно не прельстила покупателей. По иронии судьбы, чуть позже, построенный по тому же принципу Sega Nomad также не сыскал успеха у геймеров.
III. ИГРЫ:
До нынешних времён у РСЕ сложилась репутация "консоли №1 для фанатов скроллшутеров", и возникла очень небеспочвенно. Больше никакая игровая система не имела в своём арсенале столько представителей жанра, многие из которых и сейчас играются на ура и считаются великой классикой. Несмотря на всю техническую мишуру, качество игровой приставки определяется выходящими играми, и РСЕ в этом плане сметает все преграды. Ниже привожу список моих любимых игр для неё с короткими комментариями:
- Игры на карточках:
Super Star Soldier - одна из двух самых-самых-самых-самых лучших игр на консоли (вторая ниже). Потрясающая графика, заводной саундтрек, жаркие перестрелки с полчищами врагов и заковыристые боссы - замечатлеьная игра!
Soldier Blade - если честно, это моя самая любимая игра на приставке, а заодно и мой самый любимый скроллшутер. Здесь идеально абсолютно ВСЁ. Графика на пределе возможностей, сложные мультисегментные боссы, невероятный саундтрек, выверенный до последнего пикселя геймплей... я никогда не устану хвалить эту игру, до того она прекрасна!
Gradius, Salamander, Parodius - отличные порты классических шутеров от Konami.
R-Type - один из самых известных консольных портов легендарного скроллшутера от Irem, а также один из лучших. Интересный факт: это чуть ли не единственная в истории картриджная игра, занимавшая более одного носителя.
Download, Heavy Unit, Cyber Core - просто хорошие, крепко сбитые эксклюзивные шутеры. Download ещё примечателен своим матерным ингришем на экранах Game Over.
Raiden, Image Fight, Chase HQ, Splatterhouse, Street Fighter II' - ещё хорошие аркадные порты шутеров и не только.
Серия Bomberman - да, первые части вышли именно здесь.
Jackie Chan's Action Kung Fu - классный платформер с невероятной музыкой. Был ещё классный порт для NES.
Silent Debuggers - попытка сделать что-то вроде шутера от первого лица. Из-за самой амбиции заслуживает внимания, да и графика очень хороша.
Серия Adventure Island - опять же, знаменитая линейка платформеров, начавшаяся именно на РСЕ.
Blazing Lazers - я не особый поклонник этой игры, но я знаю, что она считается одной из самых-самых лучших на платформе, поэтому не упомянуть её здесь было бы преступлением.
Серия Bonk's Adventure - см. выше.
- Игры на дисках:
Gate Of Thunder - хотите верьте, хотите нет, но именно от успеха этой игры зависело выживание самой идеи игр на CD. Легендарный боевик от Hudson впечатляюще смотрится и сегодня благодаря великолепной графике и бессмертному саундтреку, записанному в кристально чистом качестве.
Lords Of Thunder - своего рода сиквел к предыдущей игре, этакий реверанс в сторону европейских скроллшутеров с их магазинами, полосками здоровья и довольно невысокой сложностью. Также плюсы получают фэнтезийное окружение и рОковый саундтрек.
Akumajou Dracula X: Chi No Rondo - до выхода PSP-шной компиляции Dracula X Chronicles эта игра оставалась запретным плодом для североамериканских геймеров. Поскольку запретный плод всегда слаще всех остальных, так и вышло на этот раз - совершенно заслуженно её считают лучшей Кастлой из всех, что были выпущены до SotN.
Серия Cho Aniki - если вас не отпугнёт характеристика "гомоэротический скроллшутер про качков в спидо", то на самом деле это довольно смешная и трэшовая дилогия (со множеством сиквелов на других платформах), да и музыка великолепна.
Download 2 - неплохой сиквел к неплохой "карточной" игре. Тот же киберпанк, та же взрослость (главный герой курит - скандальная сцена для приставок тех лет).
Psychic Storm - ещё один крепко сбитый скроллшутер на твёрдую 4. К тому же, это первая игра в жанре, которую я прошёл, ни разу не погибнув. (на слэнге поклонников шутеров это называется 1СС)
Ys Books I & II - ремейк двух культовых РПГ в стиле Diablo, один из очень-очень-очень многих... Эта версия примечательна официальной английской локализацией, озвучкой выше среднего и возможностью пройти обе игры как одно монолитное приключение (коим они и являются, в общем-то).
Ys III: Wanderers From Ys - ремейк третьей части. Также считается одной и лучших версий.
Seirei Senshi Spriggan - скроллшутер от Compile, прожжённых мастеров жанра. Великолепная графика, интересный антураж и, как всегда у игр этой фирмы, колоссальный выбор оружия.
Серия Valis - очень интересная линейка платформеров-слэшеров, портированная также на Sega Genesis. К сожалению, перевода версий для РСЕ не существует...
РЕЗЮМЕ:
PC Engine - потрясающая приставка. А+, 5 из 5, высший класс. Отличное железо (в особенности видеосистема и CD-привод, конечно), отличные игры и отлично проведённое за ними время - вот с чем она у меня ассоциируется. Не поленитесь и вы скачать её эмулятор, и тогда вы увидите, сколько ЕЩЁ чудесных ретро-игр вам надо срочно пройти!
(c) 2011 by EinhanderZwei