Я очень часто в разговорах о старых консолях, эмуляторах, вышедших из употребления игровых системах упоминаю неведомую (для окружающих) девайсину под названием 'PC Engine'. Именно благодаря ей меня раздражают и утомляют бесконечные разговоры о "даа, как мы рубились на денде в баттлтоадс в 5-м классе" - потому что пока я их выслушивал едва ли не всю жизнь, где-то там, в Японии, уже существовала консоль, библиотека которой полностью удовлетворяла МОИ вкусы в играх. Конечно, там не было хардкорных CRPG, авиасимов и пошаговых стратегий (почти), зато какие там были скроллшутеры, платформеры, ЖРПГ, аркадные порты, даже один ФПС затесался! Благодаря этому я даже возьму на себя дерзость назвать её 8-битной Sony PlayStation. Итак, имею честь вам представить одну из моих любимейших приставок - PC Engine!



I. ИСТОРИЯ

PCE была создана японской фирмой NEC в конце 80-х. В 87-м году она вышла в Японии, в США и Европе (импорт) в 89-м. Странноватое, согласен, название может быть отсылкой к знаменитой линейке домашних компьютеров РС88 той же фирмы, где в своё время стартовало множество известных игровых сериалов. В США и Европе же её переименовали в TurboGrafx-16. Аналогично диаметрально разным названиям шло и восприятие новой консоли общественностью: так, продажи в Японии были чрезвычайно высоки, и какое-то время РСЕ даже превосходила в популярности саму NES; в США же всё шло довольно вяло, несмотря на агрессивную рекламную кампанию, маскота Джонни Турбо и постоянные подколки в сторону Sega Genesis. Собственно, жестокая конкуренция 'NES VS Genesis', а позже и 'SNES VS Genesis' закрепила за РСЕ репутацию нишевого продукта только для хардкорных геймеров.

II. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ

Консоль была оснащена 8-битным центральным процессором и 16-битной видеосистемой из двух чипов, позволив выводить не слишком сложную, но очень насыщенную графику.

Сравнение технических характеристик с NES и Genesis (взято с Википедии):

ХарактеристикаNESPCEGenesis
----
Процессор8-битный Ricoh, основанный на ядре 65028-битный MOS Technology 65SC02 a.k.a HuC6280 от Hudson16-битный Motorola 68000 (или полностью совместимый) + 8-битный Zilog Z80 (или полностью совместимый)
Тактовая частота1,79 МГц (NTSC), 1,66 МГц (PAL)1,79 или 7,16 MГц (выбирается программно)7,67+3,58 МГц (NTSC), 7,61+3,55 МГц (PAL)
ВидеопроцессорPPU, Picture Processing UnitДва 16-битных процессора — HuC6270 и HuC6260VDP, Video Display Processor
Разрешение256 x 240256 x 216До 320 x 224 (NTSC), до 320 x 240 (PAL)
Спрайты646480
Цвета48 и 5 градаций серого512512
Видеопамять2 Кб, возможность использования доп. памяти картриджей64 Кб64 Кб
Звук5 каналов (частотные, треугольный, белый шум, Дельта-ЦАП)8 бит PCM стерео / 6-канальное стереоШесть каналов с частотной модуляцией, доп. 4-канальный чип PSG
ОЗУ2 Кб, возможность использования доп. памяти картриджей8 Кб (32 Кб у TurboDuo)64+8 Кб
Ёмкость носителейДо 48 Кб, возможно расширениеOт 256 Кбит до 24 МбитДо 4 Мб (32 Мбит)

В качестве носителей с играми РСЕ использовала очень оригинальные картриджи в форме карточек - в Японии они назывались HuCard, в США - TurboChip. Настоящими же, революционными, GROUNDBREAKING инновациями были...

1. ПЕРВЫЙ КОНСОЛЬНЫЙ CD-ПРИВОД В ИСТОРИИ. Да, впервые игры на CD начали выходить именно здесь. Для того, чтобы в них играть, нужно было купить отдельный модуль, PCE CD-ROM2 (в США с этим было полегче, потому что там выпускалась официальная версия консоли уже с дисководом, получившая название TurboDuo). К счастью, в отличие от бездумного пичканья ужасного видео (чем очень, очень страдала Sega CD), разработчики очень талантливо находили применение новому типу носителя - результатом стало множество прекрасных игр.

2. СОВМЕСТИМАЯ НА 99,9% ПОРТАТИВНАЯ ВЕРСИЯ КОНСОЛИ. PC Engine GT (TurboExpress в США) маркетировался как отдельная портативная консоль, и в отличие от Game Boy и Game Gear, был максимально совместим с карточками для "большой" приставки. С технической точки зрения PCE GT также легко уделывал обоих конкурентов. Там даже была возможность подключения к телевизору, ставшая стандартом сравнительно недавно. К сожалению, за всё есть цена, и стоимость в 299 долларов совершенно не прельстила покупателей. По иронии судьбы, чуть позже, построенный по тому же принципу Sega Nomad также не сыскал успеха у геймеров.

III. ИГРЫ:

До нынешних времён у РСЕ сложилась репутация "консоли №1 для фанатов скроллшутеров", и возникла очень небеспочвенно. Больше никакая игровая система не имела в своём арсенале столько представителей жанра, многие из которых и сейчас играются на ура и считаются великой классикой. Несмотря на всю техническую мишуру, качество игровой приставки определяется выходящими играми, и РСЕ в этом плане сметает все преграды. Ниже привожу список моих любимых игр для неё с короткими комментариями:

- Игры на карточках:

Super Star Soldier - одна из двух самых-самых-самых-самых лучших игр на консоли (вторая ниже). Потрясающая графика, заводной саундтрек, жаркие перестрелки с полчищами врагов и заковыристые боссы - замечатлеьная игра!

Soldier Blade - если честно, это моя самая любимая игра на приставке, а заодно и мой самый любимый скроллшутер. Здесь идеально абсолютно ВСЁ. Графика на пределе возможностей, сложные мультисегментные боссы, невероятный саундтрек, выверенный до последнего пикселя геймплей... я никогда не устану хвалить эту игру, до того она прекрасна!

Gradius, Salamander, Parodius - отличные порты классических шутеров от Konami.

R-Type - один из самых известных консольных портов легендарного скроллшутера от Irem, а также один из лучших. Интересный факт: это чуть ли не единственная в истории картриджная игра, занимавшая более одного носителя.

Download, Heavy Unit, Cyber Core - просто хорошие, крепко сбитые эксклюзивные шутеры. Download ещё примечателен своим матерным ингришем на экранах Game Over.

Raiden, Image Fight, Chase HQ, Splatterhouse, Street Fighter II' - ещё хорошие аркадные порты шутеров и не только.

Серия Bomberman - да, первые части вышли именно здесь.

Jackie Chan's Action Kung Fu - классный платформер с невероятной музыкой. Был ещё классный порт для NES.

Silent Debuggers - попытка сделать что-то вроде шутера от первого лица. Из-за самой амбиции заслуживает внимания, да и графика очень хороша.

Серия Adventure Island - опять же, знаменитая линейка платформеров, начавшаяся именно на РСЕ.

Blazing Lazers - я не особый поклонник этой игры, но я знаю, что она считается одной из самых-самых лучших на платформе, поэтому не упомянуть её здесь было бы преступлением.

Серия Bonk's Adventure - см. выше.

- Игры на дисках:

Gate Of Thunder - хотите верьте, хотите нет, но именно от успеха этой игры зависело выживание самой идеи игр на CD. Легендарный боевик от Hudson впечатляюще смотрится и сегодня благодаря великолепной графике и бессмертному саундтреку, записанному в кристально чистом качестве.

Lords Of Thunder - своего рода сиквел к предыдущей игре, этакий реверанс в сторону европейских скроллшутеров с их магазинами, полосками здоровья и довольно невысокой сложностью. Также плюсы получают фэнтезийное окружение и рОковый саундтрек.

Akumajou Dracula X: Chi No Rondo - до выхода PSP-шной компиляции Dracula X Chronicles эта игра оставалась запретным плодом для североамериканских геймеров. Поскольку запретный плод всегда слаще всех остальных, так и вышло на этот раз - совершенно заслуженно её считают лучшей Кастлой из всех, что были выпущены до SotN.

Серия Cho Aniki - если вас не отпугнёт характеристика "гомоэротический скроллшутер про качков в спидо", то на самом деле это довольно смешная и трэшовая дилогия (со множеством сиквелов на других платформах), да и музыка великолепна.

Download 2 - неплохой сиквел к неплохой "карточной" игре. Тот же киберпанк, та же взрослость (главный герой курит - скандальная сцена для приставок тех лет).

Psychic Storm - ещё один крепко сбитый скроллшутер на твёрдую 4. К тому же, это первая игра в жанре, которую я прошёл, ни разу не погибнув. (на слэнге поклонников шутеров это называется 1СС)

Ys Books I & II - ремейк двух культовых РПГ в стиле Diablo, один из очень-очень-очень многих... Эта версия примечательна официальной английской локализацией, озвучкой выше среднего и возможностью пройти обе игры как одно монолитное приключение (коим они и являются, в общем-то).

Ys III: Wanderers From Ys - ремейк третьей части. Также считается одной и лучших версий.

Seirei Senshi Spriggan - скроллшутер от Compile, прожжённых мастеров жанра. Великолепная графика, интересный антураж и, как всегда у игр этой фирмы, колоссальный выбор оружия.

Серия Valis - очень интересная линейка платформеров-слэшеров, портированная также на Sega Genesis. К сожалению, перевода версий для РСЕ не существует...

РЕЗЮМЕ:

PC Engine - потрясающая приставка. А+, 5 из 5, высший класс. Отличное железо (в особенности видеосистема и CD-привод, конечно), отличные игры и отлично проведённое за ними время - вот с чем она у меня ассоциируется. Не поленитесь и вы скачать её эмулятор, и тогда вы увидите, сколько ЕЩЁ чудесных ретро-игр вам надо срочно пройти!

(c) 2011 by EinhanderZwei