Прошлые несколько лет были урожайными на всевозможные тренды, клише, принципы, которым следуют и разработчики, и геймеры. Какие-то из них оказались плодотворными для игровой индустрии, какие-то хочется побыстрее изжить. Собственно, я вот решил скомпилировать список наиболее заметных из них и высказать своё мнение.
- DLC
Раньше на ПК с этим было плоховато, а на консолях вообще неосуществимо. Чтобы поставить адд-он, надо было в большинстве случаев иметь саму игру. На пиратках установка адд-она могла занять больше времени и нервов, чем установка оригинала. Дополнительный контент надо было качать самому после иногда довольно продолжительного поиска. Теперь же все эти проблемы вроде бы решен путём наличия у консолей доступа к Интернету и жёстких дисков, а у ПК - сервисов вроде Steam. Ещё перед загрузкой пользователь точно знает, заработает ли адд-он с его версией игры.
Есть и недостатки: адд-оны всё так же не застрахованы от того, чтобы быть дерьмовыми - выкладывать деньги за набор из пары карт, пары монстров и пары пушек как-то неспортивно. Обладатели оригинальной копии в большинстве случаев просто-таки вынуждены тратить деньги на выкачку просто потому, что разработчики знают, что ценители-любители полезут в инет, и уже ленятся выкладывать их на диски (хороший пример - Resident Evil 5 Gold на Х360 - ну какого хрена он отличается от простого RE5 просто наличием кода на скачку в мануале, а не дисковым объёмом?!)
- Адд-оны с зомби
Достаточно оригинальная идея, позволяющая по-другому взглянуть на уже пройденную игру. Другое дело, что она уже начинает набивать оскомину (как и вся нынешняя мода на зомби-апокалипсис, катящаяся в откровенный бред иногда), потому что такие дополнения запланированы или уже вышли ко многим топовым играм. Чувствую, через какое-то время школота будет автоматически заносить в отстой все игры, где нет DLC с зомби.
- "У нас будет много кровищи и неполиткорректности!!!"
Хотя Postal 2 не был самой жестокой игрой в истории, его маркетинг сделал своё дело. God Of War только подогрел эту тему, и теперь каждая вторая игра анонсируется с обещаниями крови, мяса и кишок. Проблема здесь в уместности этих элементов с учётом специфики жанра. Пока что ещё никто не догадался добавлять их, допустим, в стелс-экшены, зато у остальных игр от третьего лица этого добра навалом. Разработчики теряют чувство меры и вкуса, равно как и грань между "взрослой игрой" и "игрой для взрослых". Лично меня бесит, что игры из серии GTA получают "страшные" возрастные рейтинги, при этом интеллектом оставаясь на уровне разборок чотких пациков на раёне, никак не оправдывая своё якобы взрослое предназначение. Трилогия Mаrathon же была именно взрослой игрой, потому что 14-летним дрочерам вряд ли будет интересно читать выдержки из Библии и философские трактаты о кибернетике, гармонично вплетённые в перестрелки. Таким образом, дизайнеры сейчас мечутся от крайностей к крайностям, превращая совершенно детские багалки-стрелялся в "игры для взрослых" путём добавления декалитров крови, либо превращая сюжет в сопливую до омерзения мелодраму с жеванием одних и тех же соплей (Silent Hill'ы начиная с третьего).
- Поэпизоодное распространение
Всё бы было ничего, но... Half-Life 2 Episode 3.
- "На PSP до MGS Pеace Walker не было хороших игр"
Это меня бесило, бесит и будет бесить. Вот навскидку мой список хороших игр на эту консоль:
Putsuit Force 1, 2
LocoRoco 1, 2
Patapon 1, 2
Phantasy Star Portable 1, 2
Lunar: Silver Star Harmony
Darius Burst
Zero Cho Aniki (it's okay to be gay!)
007: From Russia With Love
Coded Arms 1, 2
Syphon Filter'ы, целых три
Hammering Hero
R-Type Command
Astonishia Story
God Of War: Chains Of Olympus, в конце-то концов
Ремейки Final Fantasy 1, 2, Tactics и Valkyrie Profile: Lenneth
Medal Of Honor Heroes 1, 2
Bounty Hounds
Целая куча официальных сборников старых игр (Gradius, Salamander, Parodius Collection, Star Soldier Collection, Capcom Arcade Classics, и так далее бесконечно)
...и поверьте, это ДАЛЕКО не все.
- Имитация олдскульной графики (в основном относится к инди-проектам)
Начинает приедаться, потому что многие инди-девелоперы вместо занятия творчеством маются фигнёй и пытаются пере-Cave Story'ть Cave Story. В итоге обилие игр с графикой а-ля ZX Spectrum делает их похожими друг на друга и не лучшим образом сказывается на их художественной ценности.
- Вид из-за плеча
Нормальное, в принципе, клише, ошибочно кажущееся всем панацеей от всех бед в играх от третьего лица. Это глупость, конечно, потому что ещё первый Syphon Filter показал, что нормальный вид "со спины" всё-таки МОЖНО сделать, если постараться. Увы, к нынешнему времени разработчики совсем обленились, и все игры от третьего лица происходят либо в псевдо-изометрии, либо с камерой за плечом героев.
- Укрытия
Идея хорошая сама по себе, но подходит не для всех игр. Беда в том, что пихают её щас везде, где только можно. Killswitch, Winback и Rogue Trooper экспериментировали с идеей, а Gears Of War превратил её в пошлость. Больше всего раздражает, что многие игры без укрытий просто не пройти, как и без следующего пункта.
- QTE
Ранние игры с QTE, состоявшие, собственно, только из них (Dragon's Lair, Time Gal, Road Blaster) были весьма хороши, прекрасно пережив испытание временем - играются на ура и в наши дни. Их идеи живут и в современных играх, вроде Resident Evil 5. В отличие от геймплея (см. ниже), в роликах они вполне уместны, по крайней мере лично меня они устраивают. Что касается отрицательных аспектов, то несколько раздражает, когда босса не получается убить не из-за низкого скилла и неразработанных навыков, а просто потому, что из игрока выходит плохая собака Павлова. QTE должны быть или только в роликах, или быть НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ во время геймплея. По олдскульной логике герой должен и в роликах, и в игре иметь одинаковые возможности - почему те финты, которые он выделывает благодаря QTE, не могу делать я с помощью простого управления? (смешно, но и такое есть в RE5, а первым это до смерти заэксплуатировал всё тот же God Of War)
- Ачивменты
Относительно безобидная вещь, если бы не одно "но". Она абсолютно не нужна. Игра с суперклассным сюжетом и продвинутой графикой НИЕГО не потеряет, если за каждый выстрел игроку не будут высвечивать табличку с сообщением о том, что он что-то там заработал. Зато теперь мы имеем множество задротов, которым плевать на то, что происходит в игре, если они не убьют 500 монстров вторым с конца оружием без потери жизни. Это знают и сами разработчики, упрощая сценарий и делая его совершенно ненужным для восприятия. Геймплей также редуцируется до тупого "набивания" циферок, никак не влияющих на восприятие игры с точки зрения искусства, а не киберспорта. Я не киберспортсмен и не задрот, я воспринимаю каждую игру как художественное произведение, и во множестве случаев эти глупые ачивменты только портят общее впечатление своей назойливостью.
- Современные шутеры от первого лица
Бесконечные перебежки, стрельба из укрытий по отдалённым пикселам, малая скорость перемещения и сверх-меткие противники. Представьте себе, как убого смотрелся бы "танец смерти" в какой-нибудь Killzone 3 Modern Warfare: Bad Company Of Honor!
- Т.н. "ребуты" старых сериалов
Возможность показать нынешнему поколению, ЧТО хорошего в том или ином сериале - это здорово. Сразу же вспоминается Dead Space, который смело можно назвать лучшим подражателем System Shock'а евер. Но капец подкрался незаметно в виде DmC: Devil May Cry. Своё "фе" по поводу нового дизайна Данте высказали уже все, кому не лень, и я - не исключение. Помимо этого, совершенно убогое название - когда их составляют по принципу "А.К.Р.О.Н.И.М.: Расшифровка", у меня складывается ощущение, что меня считают дебилом.